Search
Close this search box.

«Грузинская мечта» или «Армянские иллюзии»?

На фоне событий, которые происходят в Армении, региональная тематика в армянских аналитических материалах касательно процессов на Южном Кавказе немного сошла на нет. Хотя события в соседней Грузии могут оказать прямое влияние на позиционирование Армении в регионе.
Итак, Грузию уже несколько месяцев сотрясают акции протеста, связанные с принятием парламентом страны так называемого «Закона об иноагентах».
Сразу оговоримся, что грузинский закон об иноагентах, а если точнее — закон «О регистрации иностранных агентов» был практически скопирован с американского Закона о регистрации иностранных агентов (Foreign Agents Registration Act, FARA) от1938 года.
Закон требует от иноагентов обнародования своих контактов с иностранным государствами и информации о деятельности и финансировании НПО посредством зарубежных грантов и прямых (непрозрачных) финансовых вливаний.
Согласно грузинскому проекту закона «О регистрации иностранных агентов», иноагентами в Грузии должны быть объявлены НПО, СМИ и физические лица, деятельность которых финансируется из-за рубежа более чем на 20%. За неисполнение закона предусмотрены не только административный штраф, но и лишение свободы на срок до пяти лет.
Казалось бы, вполне понятный и логичный закон, который «пришел» с Запада.
Но не тут-то было! Грузинские грантовые организации и западно-ориентированные граждане вышли на улицы Тбилиси, требуя отменить обсуждение, а потом и принятие данного закона, утверждая, что данный закон якобы «обслуживает интересы русских» и «ущемляет права и свободы рядовых грузин».
Однако правящая партия «Грузинская мечта» осталась непоколебима: она не только приняла закон своим парламентским большинством, но и преодолела вето президента Грузии Саломе Зурабишвили.
Аргумент сторонников закона об иноагентах прост — если в страну заходят деньги на «политику и социальную сферу», то государство должно знать, куда идут эти деньги.
Однако американские и европейские партнёры Грузии включились в процесс по недопущению принятия закона и даже пригрозили коренным пересмотром отношений с официальным Тбилиси.
Ситуация дошла до такого абсурда, что некоторые официальные лица европейских государств прилетели в Тбилиси для участия в антиправительственных митингах.
Нужно так же подчеркнуть, что несмотря на резкое обострение отношений между коллективным Западом и Грузией, грузинские власти не только подтвердили свое желание видеть Грузию полноправным членом ЕС, но и ее стремление в НАТО.
Вся суть вопроса в том, что грузинские власти в данном случае руководствуются исключительно интересами Грузии — даже ценой обострения отношений со своими западными партнёрами.

Вы спросите, а при чем тут Армения?
Прежде всего зафиксируем, что армянские власти действуют в логике массированного наращивания своих политических контактов с «западным вектором»: углубляют контакты с Западом несмотря на то, что Армения де-юре является членом ОДКБ и ЕАЭС (то есть враждебных по мнению Запада интеграционных структур).
Дело дошло до того, что Армения замораживает свое участие в ОДКБ и генерирует идею якобы «европейского выбора» армянского народа. Кстати, армянский народ о его якобы «европейском выборе» никто и не спрашивал.
Ну а о странном пребывании в Армении неких «европейских наблюдателей» сказано уже достаточно, чтобы понять: европейские наблюдатели в Армении выполняют не столько «техническую миссию по мониторингу армяно-азербайджанской границы» (кстати, для чего и что они на самом деле «мониторят», так до конца и непонятно), сколько являются политическим проектом Запада по закреплению своего влияния в Армении.
То есть в регионе Южного Кавказа мы видим, с одной стороны, обострение отношений по линии коллективный Запад VS Грузия, а с другой — резкое наращивание политического влияния коллективного Запада в Армении.
Безусловно, коллективный Запад рассматривает свои отношения с Грузией и Арменией прежде всего по трём направлениям. Это противостояние с Россией, формирование южнокавказского фланга для давления на Иран и контроль за логистическими маршрутами, которые будут проходить через регион Южного Кавказа в обход влияния русских и иранцев (так называемый туранский пояс).
И тут возникает вполне логичный вопрос…
Возможно ли, что коллективный Запад рассматривает Армению как некий резервный вариант для реализации своих планов, если вдруг Грузия продолжит дрейф в сторону защиты своих национальных интересов без учета мнения евроамериканцев?
Ответить на этот вопрос мы сможем 26 октября 2024 года, когда в Грузии пройдут очередные парламентские выборы.